isidor2008 (isidor2008) wrote,
isidor2008
isidor2008

Category:

Пограничная ситуация поля.

Пограничная ситуация поля.
А.В Смирнов 2017 г.

            В последнее время мне все чаще и чаще приходится сталкиваться с рассказами или быть свидетелем, а иногда и участником ситуаций которые можно назвать пограничными. В связи с этим мне захотелось напомнить вкратце, что это такое.
            И так. Пограничная ситуация поля характеризуется высоким уровнем возбуждения и низким уровнем дифференцировки. В чем это проявляется?
1. Высокий уровень возбуждения. Возбуждение не дифференцируется, плохо осознается, легко трансформируется в аффект. Наиболее типичными являются возмущение и праведный гнев. За ними могу стоять не осознаваемые ужас, стыд, отвращение и вина.

2. Из-за высокого уровня возбуждения все происходит слишком быстро. Как говорится, слово, за слово и вот уже чем то по столу.

3. Из-за низкой дифференциации отсутствует возможность внутренней наблюдающей позиции, т.е. нет возможности посмотреть на ситуацию ни со стороны, ни глазами другого.

4. Низкая дифференциация не позволяет отличить свои ожидания от реальности, как продукт внутренней зоны (т.е. фантазии, воображения) от самой реальности. Человек полностью уверен, что то, что он думает о реальности, это и есть реальность, а реальность должна быть такой, какой он ее себе представляет.

5. Границы. Границы при пограничной ситуации формируются по типу расщепления. Т.е. человек ясно и четко видит свои границы по отношению к внешнему миру и жестко удерживает их. Человеку кажется при этом, что удерживая и отстаивая свои границы он поступает правильно, а внешний мир и в частности, другие люди поступают неправильно, атакуя его, пытаясь нарушить то, что человек считает своей границей. Границы формируются через противопоставление или/или. Или прав я и он виноват, или виноват он и прав я. При этом границы другого и его взгляд на ситуацию не распознаются или отрицаются как ложные и не правильные.

6. Самоощущение. Находясь в пограничной ситуации человек может ощущать себя либо бессильной жертвой несправедливости и испытывать обиду и жалость к себе, либо найти в себе силы и воспылав праведным гневом наказать обидчика. Иногда наказывают обидевшего какого-то другого человека, выступая его защитником или спасателем. Так же при пассивном варианте агрессии возможно демонстративное высокомерное игнорирование обидчика и его обесценивание, или затаивание обиды и последующее отмщение.

             Если пограничная ситуация поля начинает разворачиваться, то в нее вовлекаются 2 и более человека. Разворачиваемые одним из участников пограничные паттерны могут легко индуцировать пограничные паттерны у других участников конфликта и тогда ситуация может стать неуправляемой и завершиться либо открытым столкновением, либо прекращением контакта из-за его непреносимости.

            Что делать если ты оказываешься в пограничной ситуации?
Шаг 1. Распознать ситуацию как пограничную.

Шаг 2. Снизить свой уровень возбуждения. Для этого существует много способов, из которых на мой взгляд, самый экологичный и действенный - "заземление".

Шаг 3. Выйти в метапозицию и оценить реальный уровень опасности, т.е. насколько ситуация подходит под категорию спасения жизни т.е. "бей или беги". Если подходит, то бейте, бегите, зовите на помощь, пытайтесь договориться, короче делайте все, чтобы спасти свою жизнь и выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Шаг 4. Если угрозы жизни нет, то оставайтесь на месте, не приближаясь к другому и не отдаляясь от него больше, чем это необходимо, для того чтобы удерживать свой уровень возбуждения на оптимальном уровне. Подождите пока ваше возмущение и праведный гнев сменятся на страх и отвращение, а затем удивление и интерес. В этот момент  попытайтесь включить эмпатию и поставить себя на место оппонента. Заметьте в чем вы можете посочувствовать ему. Как ваше поведение может быть связано с его реакцией. Какие из ваших действий были совершены намеренно с целью задеть его, или вы могли бы предположить, что это его заденет, если бы были более внимательны к его присутствию в ситуации, не игнорировали его.

Шаг 5. Дождитесь пока уровень возбуждения собеседника снизится и принесите свои извинения за то, что намеренно или по невниманию задели его. Если вы не можете установить связи между своими действиями и реакцией собеседника, то выразите сожаление тем, что ваши действия вызвали такую реакцию.

Шаг 6. Если уровень возбуждения собеседника снижен не достаточно, и ваших извинений или сожаления недостаточно, то спросите его о том, что бы он хотел еще получить в компенсацию за свои переживания.

Шаг 7. Если пожелания собеседника реалистичны - выполните их. Если нет - выдвините свои встречные предложения. Попробуйте поторговаться. Если собеседник реагирует на торг увеличением возбуждения, то повторите извинения или сожаление и попросите вернуться к переговорам через некоторый промежуток времени в надежде, что за это время уровень возбуждения снизится.

Шаг 8. Если после перерыва уровень возбуждения собеседника не снизился, предложите ему воспользоваться помощью посредника для ведения переговоров. Если ваш оппонент не готов к использованию посредника и требует удовлетворить его требования по компенсации ущерба в объеме неприемлемом для вас, порекомендуйте ему обратиться к официальным посредникам (суд, арбитраж, этический комитет и т.п.), если вы сами готовы к такому разбирательству. Если перспектива такого разбирательства вас не устраивает, то значит объем компенсации только кажется вам неприемлемым. Дайте ему то, что он хочет и избегайте продолжения общения. Смиритесь, вас поимели, и спасибо, что не убили.

Шаг 9. Если в результате каких то из предыдущих шагов уровень возбуждения собеседника снижается и он начинает вас видеть и слышать, то спросите его о том, хочет ли он знать что происходило с вами во время этой ситуации. Если его это не заинтересует, то по возможности прекратите или ограничьте дальнейшее общение.

Шаг 10. Если оппонент заинтересован в том что происходило с вами, то расскажите ему об этом, следя за своим уровнем возбуждения, сохраняя сочувствие к нему и избегая инициировать пограничную ситуацию снова. Попытайтесь ясно, безоценочно и эмоционально нейтрально описать какие действия партнера, как были восприняты вами и чем они вас задели. Уточняйте, понимает ли вас собеседник и готов ли он поставить себя на ваше место. Если собеседник не сможет встать на ваше место и понять вас, то продолжение диалога не возможно. Если собеседник не готов выразить сожаление о том, что вольно или невольно задел вас и извиниться за это, так же, как и вы до этого, то продолжение диалога так же не возможно. Смиритесь, он такой, какой он есть и его не переделать, стройте свою жизнь в расчете на это.

Шаг 11. Если партнер смог встать на ваше место, понять чем задел вас, выразить сожаление и извиниться, то вам повезло, с этим человеком возможны дальнейшие партнерские отношения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments